«Разруха в головах»: Проблемы высшего дорожного образования в России
На днях вице-премьер Марат Хуснуллин, отчитываясь перед Президентом России Владимиром Путиным, бодро доложил о ходе работ по восстановлению разрушенной инфраструктуры в Донецкой и Луганской республиках. В том числе разговор шел о восстановлении автомобильных дорог. Вот только о подготовке кадров для этой работы – молодых инженеров-дорожников в отечественных вузах не было сказано при этом ни одного слова. А между тем завершающийся прием абитуриентов на первый курс в нашей стране на указанную специальность может стать последним.
Дело в том, что с подачи таких горе реформаторов, как бывший министр науки и высшего образования РФ, а ныне советник Президента А.А.Фурсенко и иже с ним, была проведена настоящая диверсия. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 №89 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки" окончательно ликвидирована специальность «Автомобильные дороги» всех уровней подготовки (специалитет, магистратура и бакалавриат). Эта специальность поглощена специальностью «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство» (страница 7 Приказа). И отдельного приема на первый курс студентов-дорожников не предусмотрено. А раз не будет приема на дорожную специальность в вузы, то через некоторое время, не будет и самих автомобильных дорог. Так как они просто разрушатся без правильного ремонта и содержания. Да и новых дорог не будут строить. Просто будет некому это делать. Готовьтесь автомобилисты! Будете ездить на велосипедах, здоровее будете.
Кстати, для сравнения, в указанном приказе Минобрнауки перечисление специальностей по направлению «Здравоохранение и медицинские науки» занимает 3 страницы (33-36), да еще по направлениям «Науки о здоровье и профилактическая медицина», «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и «Фармация» отведено 2 страницы (36-37).
Поэтому, пока катастрофа с дорожной сетью нашей страны не разразилась, необходимо принять экстренные меры к спасению дорожной специальности в вузах России.
Тут необходимо кратко раскрыть историю дорожной специальности в нашей стране. Специальность эта была открыта выдающимся ученым-дорожником Г.Д. Дубелиром еще в начале прошлого века в Петроградском институте путей сообщения на сухопутном отделении. Именно Григорием Дмитриевичем были разработаны теоретические основы проектирования дорог, используемые инженерами-дорожниками и в настоящее время. Это относится к обоснованию схем видимости поверхности дороги водителем на выпуклых и вогнутых вертикальных кривых, а также на горизонтальных закруглениях трассы дороги. С помощью этих схем им были обоснованы величины радиусов кривых для разных расчетных скоростей движения. В свою очередь, расчетные скорости движения были положены Дубелиром в основу технической классификации автомобильных дорог, которая включает в себя пять категорий (от низшей – 5-й категории, до высшей – автомагистралей 1-й категории). Его подвижнический труд способствовал тому, что в 1930 году были открыты Московский, Ленинградский, Саратовский, Омский и Ростовский-на-Дону автомобильно-дорожные вузы. В дальнейшем автодорожные вузы были открыты так же в Харькове, Хабаровске, Киеве, Ташкенте. Кроме того, в 40 инженерно-строительных вузах были созданы дорожно-строительные факультеты. Так, семимильными шагами, развивалась подготовка инженеров-дорожников для транспортной отрасли нашей необъятной страны. И таких инженеров требовалось огромное количество, учитывая общую площадь территории нашей Великой Державы.
И все было хорошо, пока за преобразования высшего образования не взялись указанные горе реформаторы, включая и «главного прихватизатора» Анатолия Чубайса. Именно они решили, что автомобильные дороги России не нужны. И выключили эту специальность из указанного перечня.
Нужно особо отметить, что отцы-основатели дорожной специальности не предусмотрели такой ситуации. Понадеялись на то, что необходимость дорожного строительства в России очевидна всем. Иначе, они бы поступили так, как это сделали их коллеги строители, которые поделили строительные специальности на десять разновидностей: «Архитектура», «Промышленное и гражданское строительство», «Производство строительных изделий и конструкций», «Газоснабжение и тепло-газовентиляция» и другие.
Отцы-основатели дорожной специальности так же могли бы создать, наподобие перечисленным, такие специальности как: «Архитектура и благоустройство автомобильных дорог», «Проектирование и строительство автомобильных дорог», «Реконструкция автомобильных дорог», «Эксплуатация автомобильных дорог», «Ремонт и содержание автомобильных дорог» и другие. Но не сделали этого. А теперь получается, дорожная специальность никому не нужна ни в каком виде.
К сказанному необходимо добавить, что уровень зарплат профессорско-преподавательского состава вузов упал «ниже плинтуса». Так, например, зарплата доцента (18 лет подготовки в школе, вузе, аспирантуре) сравнялась с кондуктором трамвая в Краснодаре, часто не имеющего законченного среднего образования (30 тысяч рублей). При этом «средняя зарплата» ППС вузов выше указанной, за счет манипуляций с финансами руководства. Это, как «средняя температура по больнице». А для повышения зарплаты предусмотрены «стимулирующие надбавки», которые на нескольких страницах расписывают, что нужно сделать, чтобы получить такую надбавку. В перечне содержится около 50 пунктов. И почти все они касаются научных достижений. Это защита диссертаций, изобретательство, публикация монографий, статей и других научных трудов. Но ведь вузы не научно-исследовательские институты (НИИ), которые занимаются только исследованиями, а не учат студентов.
И только три позиции в перечне «стимулирующих надбавок» напрямую касаются качества учебного процесса: издание учебников, публикация статей со студентами и занятые призовые места на Российском конкурсе выпускных квалификационных работ дипломных проектов.
Получается, что в погоне за достижениями в науке просмотрели трудозатраты преподавателей по подготовке к занятиям (лекциям, лабораторным работам, практическим занятиям) и многим другим видам учебной и учебно-методической работе. Поэтому притока молодых преподавателей на кафедры давно уже не наблюдается. Некоторые молодые выпускники, попробовав тяжкий «гранит науки» не выдерживают и уходят из вузов на «вольные хлеба». Ведь на производстве они срезу же по окончании вуза имеют зарплаты от 60 тысяч рублей, а спустя пару-тройку лет – 90-120 тысяч рублей. Так что учить студентов скоро будет некому. Ведь средний возраст преподавателей на подавляющем большинстве кафедр вузов давно перевалил за 56-65 лет.
И это еще только «цветочки». Как говорится «ягодки будут впереди». Кстати, последний министр высшего и среднего образования СССР Г.А. Ягодин прекрасно понимал большую ценность для нашей страны молодых кадров инженеров-дорожников. По согласованию с Советом министров СССР он внес эту специальность в перечень важнейших для народного хозяйства Советского Союза и обязал организации-потребители кадров инженеров-дорожников оказывать материальную помощь вузам и факультетам, готовящим этих молодых специалистов.
Вот такая нас всех ждет перспектива с автомобилизацией, если народ будет по-прежнему молчать.
Заслуженный строитель Республики Адыгея,
профессор Академии военных наук,
кандидат технических наук, доцент С.С. Близниченко.
Об авторе
Сергей Сергеевич Близниченко — российский учёный и педагог, общественный деятель, один из основателей Автомобильно-дорожного факультета (АДФ) Кубанского политехнического института в 1978 году. Прошел все ступени научно-педагогической карьеры, начиная от ассистента, старшего преподавателя, доцента и заведующего кафедрой. В 1989 году защитил в Киевском автомобильно-дорожном институте кандидатскую диссертацию на тему: «Повышение транспортно-эксплуатационных качеств предгорных участков автомобильных дорог». Доцент кафедры транспортных сооружений бывшего КПИ, ныне — Кубанского государственного технологического университета (1990 г.), специалист в области проектирования и диагностики автомобильных дорог. Внес значительный вклад в развитие методов ландшафтного проектирования предгорных участков автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. Вместе с В. П. Игнатьевым разработал в 1978—1979 годах теорию и обосновал необходимость применения в практике проектирования предгорных участков автомобильных дорог нового элемента трассы — так называемых поликлотоидных кривых, отличающихся от других математических кривых, используемых в дорожном проектировании (квадратичных и кубических парабол, клотоид, кадиоид, гипербол и прочих), улучшенными динамическими характеристиками, способствующими лучшей реализации автомобилями своих тормозных качеств и приемистости. Опубликовал более 200 научных работ, в том числе за рубежом. Соавтор нескольких изобретений. Является научным руководителем аспирантов, соискателей и магистров. В 2011 году Президент Республики Адыгея за многолетнюю работу по подготовке кадров молодых специалистов-дорожников для этой республики присвоил С. С. Близниченко звание «Заслуженный строитель Республики Адыгея».
Кроме того, Сергей Сергеевич Близниченко первым начал и продолжает углубленно заниматься изучением темы политических репрессий в Военно-Морском флоте в 1920-е — 1940-е гг., автор многочисленных работ по этой теме. На фото: С.С. Близниченко вручает свои книги бывшему командующему Тихоокеанским флотом адмиралу В.Ф. Федорову.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.