К Дню ВМФ: что стало с кораблём «Стрелок», над котором шефствовал Северский район?
В 90-е годы в России, в том числе и на Кубани, была возрождена традиция шефства над военно-морским флотом, которая на самом деле имеет глубокие корни. И в прежние времена, особенно в трудные для страны периоды, общественные организации и отдельные люди помогали возрождению отечественного флота, понимая, что без него Россия не может соответствовать статусу великой державы и защищать свои интересы на международной арене.
«Осознание столь высокой значимости флота для дела обеспечения национальных интересов России, создавало базу для привлечения к его развитию не только государственных, но и общественных сил, — пишет кандидата исторических наук Александр Дьяконов. — Впервые эта работа началась еще в конце XIX в., когда в результате Крымской войны 18 53-18 55 гг. Россия лишилась возможности иметь на Черном море военный флот… Не меньшее значение для развития флота в России сыграли и деятельность Особого Комитета по усилению военного флота, возникшего в 1912 г., и шефское движение комсомола, позволившее в короткий срок восстановить мощь российского военно-морского флота после гражданской войны, и ставшее постоянно действующим фактором поддержания его боеспособности на протяжении всего советского периода, вплоть до 1991 г. Особую ценность общественная поддержка приобрела для флота в 90-е годы, когда государство оказалось неспособным содержать должным образом тот огромный военно-морской потенциал, который был создан в предшествующую эпоху. Эта бескорыстная шефская помощь позволила флоту пережить трудности переходного периода, обеспечивая и в материально-техническом, и в кадровом отношении базу для будущего неизбежного возрождения российской морской мощи…»
Наш Северский район, как и большинство других муниципалитетов Кубани, в 90-е годы тоже взял шефство над одним из кораблей Черноморского военно-морского флота – тральщиком под названием «Стрелок». В Крым, где он базировался, возили продукты для членов экипажа, помогали с ремонтом, приглашали моряков к нам на праздники.
История корабля:
Морские тральщики проекта 266 (шифр «Аквамарин») стали первыми отечественными морскими тральщиками с минимальными собственными физическими полями. Головной в серии тральщик вошел в состав советского Военно-Морского Флота в 1963 г. Для защиты от неконтактных мин с магнитными взрывателями на тральщиках проекта 266 при формировании корпуса и фундаментов были применены маломагнитные стали. Механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались в маломагнитном исполнении. Было установлено размагничивающее устройство и устройство, компенсирующее поле от вихревых токов в корпусе при бортовой качке. Для защиты от неконтактных мин с акустическими взрывателями предусматривалась оклейка фундаментов главных двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров демпфирующим резиновым покрытием, установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие амортизаторы; монтаж гибких вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных винтов регулируемого шага большого диаметра, а также установка малошумных механизмов и оборудования.
Противоминное вооружение (электромагнитный, широкополосной, акустический и контактный тралы, большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить траление мин на глубинах моря от 25 до 150 м. Артиллерийское вооружение включало два 30-мм автомата АК-230М с РЛС управления «Рысь». В качестве средства обнаружения мин была установлена специальная ГАС «Лань». Для решения задач ПЛО, а также уничтожения мин предусмотрено размещение двух РБУ-1200, которые устанавливались только на некоторых кораблях.
Всего с 1963 по 1971 годы было построено 40 кораблей этого типа.
Морской тральщик «Стрелок» был заложен 25.03.1977 г. на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде, спущен на воду 19.04.1980 г. Зачислен в состав ВМФ 19.07.1980 г. Ходовые и государственные испытания проходил с 15.07 по 05.09.1980 г. в Финском заливе.
25.11-10.12.1980 г. совершил межфлотский переход с Балтики в Севастополь. с 07.07 по 06.10.1981 г. на тральщике проходил 2-й (корабельный) этап государственных испытаний по приемке аппаратуры КБТИ-1 (корабельный бортовой телеуправляемый искатель).
01.12-30.12.1981 г. — боевая служба в Черном море у Босфора. 01.01.1982 г. — отработка задач боевой подготовки в Черном море с последующим участием в учениях «Щит-82». 12.03 — 30.10.1984 г. — боевая служба по охране рыболовства в Центральной и Восточной частях Атлантики. 07.09.1985 г. — 10.03.1986 г. — боевая служба по охране рыболовства в Центрально-Восточной части Атлантики.
03.1987 г. — участие в испытании новых образцов вооружения в восточной части Черного моря у Пицунды (ПБП «Касатка»). 01.06.1987 г.- визит в Артек для участия в общесоюзной акции «День защиты детей». 10.1988 г.- участие в учениях КЧФ «Осень-88». 01.01.1989 г. — отработка задач боевой подготовки в Черном море (поиск затонувших образцов вооружения у мыса Сарыч).
20.02.1994 г. был подписан договор о шефстве и взаимопомощи между администрацией Северского р-на Краснодарского края и экипажем корабля. 07.07.1997 г. корабль совершил официальный визит в Поти в честь годовщины ВМС Грузии. Далее корабль был поставлен в отстой в Севастополе, а в 2002 году был списан, разоружен и разобран на металл в Севастополе.
Корабль состоял:
12.1980 г. — 09.1986 г. — в составе 418-го дивизиона морских тральщиков 92-й Бригады тральщиков Главной Военно-Морской Базы;
09.1986 г. — 11.1995 г. — ПОК (поисково-обследовательный корабль) в составе 3-й бригады поисково-спасательных кораблей тыла КЧФ Крымской ВМБ (п. Новоозерное);
01.1996 г. — 12.1996 г. — в составе 418-го дивизиона тральщиков 68-й бригады охраны водного района;
С 12.1996 г. — как морской тральщик в составе 170-го дивизиона тральщиков 184-й БрКОВР НВМБ.
Командиры корабля:
с 30.11.1978 г. — капитан 3 ранга Михайловский Михаил Степанович
с 07.01.1983 г. — капитан-лейтенант Николаев Геннадий Дмитриевич;
с 13.11.1989 г. — капитан 3 ранга Фадеев Игорь Борисович;
с 28.09.1995 г. — старший лейтенант Мишанов Сергей Александрович;
с 10.2001 г. — капитан-лейтенант Антоненко Роман Алексеевич.
В публикации использованы данные информационного ресурса Черноморского флота: www.kchf.ru
КСТАТИ
Вчера, накануне Дня ВМФ России, в состав Черноморского флота на Новороссийской военно-морской базе торжественно был принят новый патрульный корабль «Сергей Котов», сообщается на сайте Минобороны России.
Перед церемонией подъема Андреевского флага на причале прошел чин его освящения.
Экипаж поздравили начальник штаба — первый заместитель командующего Черноморским флотом вице-адмирал Сергей Пинчук, командир базы контр-адмирал Виктор Кочемазов, представители завода-изготовителя, администрации Новороссийска, ветеранской организации НВМБ и духовенства.
Корабль включен в состав соединения охраны водного района Новороссийской базы Черноморского флота.
«В ближайшее время экипаж нового корабля начнет отработку специальных курсовых задач, после сдачи которых приступит к выполнению плановых задач боевой подготовки», — заключили в МО РФ.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.