Меню
12+

«СЕВЕРСКАЯ ИНФО» народная онлайн-газета Северского района

26.07.2022 15:38 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Афипский, Северская, Ильский как зеркало проблем развития дорожной сети Краснодарского края

Автор: Сергей Сергеевич Близниченко
российский учёный и педагог, общественный деятель, кандидат технических наук, доцент.

5 июля 2022 года в СМИ появилось сообщение о начале строительства новой автомагистрали Набережные Челны – Краснодар. Однако в комментариях к этому сообщению не говорится о последствиях такого решения для жителей нашего региона и угрозах перенасыщения плотными транспортными потоками существующей дорожной сети Кубани и улично-дорожной сети краевого центра.

А между тем, угроза транспортного коллапса неотвратимо приближается. Именно это побудило нас осветить для жителей Кубани и Краснодара основные проблемы развития дорожной сети Краснодарского края.

Бесконтрольная массовая застройка городов Кубани и массовый наплыв новых жителей из отдаленных регионов нашей страны, соблазненных «кубанскими прелестями» недобросовестными безответственными застройщиками, уже привели к постоянным заторам транспортных потоков в столице края и других крупных городах и более мелких населенных пунктах.

В последние годы СМИ неоднократно освещали эту проблему. В частности, в центральной газете «Комсомольская правда» 9 сентября 2021 уже был опубликован материал под названием «Пробка длиною в десять Тургеневских мостов растянулась у поселка под Краснодаром». Но, как говорится, «воз и ныне там».

7 часов утра, перед пос. Афипским. Фото: Иван Ремезов vk.com/public103176215

Между тем, острота данной проблемы никого не оставляет равнодушным — ни водителей (включая иногородних в период летних отпусков), ни пешеходов. Особенно жителей поселка Ильского, которым приходится подолгу стоять на перекрестках в ожидании зеленого сигнала. Остановимся на этом поподробнее.

Ярчайшим примером приближающегося транспортного коллапса являются постоянные заторы движения на многих участках автомобильной дороги федерального значения А-146 Краснодар — Верхнебаканский. Интенсивность движения на ней зашкаливает. Вместо положенных для автодороги IВ технической категории 14 тысяч автомобилей в сутки, по ней движется запредельный транспортный поток в 47 тысяч автомобилей в сутки. Естественно, что коэффициент загрузки этой дороги движением Z многократно превышает 1,0. Это и вызывает заторы движения, когда очереди из автомобилей растягиваются на десятки километров. Это роняет престиж государственной власти в глазах жителей Кубани и приезжих из других регионов России. Назревают конфликты на этой почве: многие жители поселка Ильского готовы перекрыть на час цепью из людей проходящую через этот поселок городского типа данную дорогу А-146, для того чтобы наконец-то обратить внимание краевых и федеральных властей на творящуюся халатность. И до взрыва негодования остается совсем немного времени.

vk.com/public103176215

А ведь можно сделать все «по-человечески», «не доводя до греха» народное недовольство. Но власти края, имея, как говорится, «подарок судьбы» в виде кафедры транспортных сооружений (ТС) Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ), практически никогда не обращаются к ученым-дорожникам и мостовикам этой кафедры за консультациями и предложениями научных разработок по оптимальному решению проблемы развития дорожной сети Краснодарского края. А такие предложения у докторов и кандидатов технических наук, профессоров и доцентов кафедры ТС КубГТУ имеются. Вот только некоторые из них.

Для разгрузки от запредельного движения автомобилей дороги федерального значения А-146 Краснодар – Верхнебаканский есть два варианта: ускоренный и долгосрочный.

Первый вариант, разработанный нами вместе с дипломниками, предусматривает ускоренное проведение дорожных работ по уширению проезжей части на всем протяжении до 4-х полос движения. Кроме этого, необходимо устройство так называемых дополнительных переходно-скоростных полос на всех примыканиях и пересечениях с другими дорогами в одном уровне. Такое решение даст возможность снизить коэффициент загрузки этой дороги движением Z с 1,8 до 0,75. Это тоже большое значение, но уже более приемлемое на ближайшую перспективу.

В качестве такого примера можно продемонстрировать материалы двух выпускных квалификационных работ (ВКР), защищенных в июне 2022 года. В этих ВКР содержатся эскизные проекты реконструкции двух участков дороги А-146: Северская – Ильский и в поселке Ильском. В последнем предложены к реализации два варианта пешеходных переходов: надземный и подземный. Нужна только добрая воля Краснодарского филиала Управления федеральных дорог (Упрдора) по Краснодарскому краю «Черноморье» и воздействие на нее краевой администрации.

А пока в течение последних трех лет на отрезке дороги А-146 между Краснодаром и Ильским наблюдаются грубейшие нарушения в производстве дорожных работ по реконструкции и капитальном ремонте. Эти нарушения заключаются в производстве работ без устройства временных объездов. О том, что такие объезды являются неотъемлемой частью организации работ по реконструкции дорог, знают все студенты-дорожники. И только их старшие коллеги – производственники игнорируют эти требования ГОСТов.

Так было в течение двух лет при уширении путепроводов в поселке Энем. Так продолжается в этом году при капитальном ремонте этой дороги на участке в районе поселка Афипского.

Если бы водители и пассажиры, а также собственники автотранспортных предприятий были более юридически грамотны, то они бы предъявили многомиллионные иски к Упрдору «Черноморье» за задержки в пути и моральный ущерб. И эти выплаты с лихвой перекрыли бы стоимость работ по устройству временных объездов. Кстати, такие расчеты потерь от ежедневных задержек в пути десятков тысяч автомобилей были сделаны нами вместе с дипломниками.

Фото: Анастасия Зима vk.com/public103176215

Второй вариант разгрузки от запредельного движения автомобилей дороги федерального значения А-146 Краснодар – Верхнебаканский, также разработанный нами вместе с дипломниками, предусматривает ускоренное строительство платной автомагистрали Краснодар-Абинск-Кабардинка. Именно в этот объект, а не в дорогу Екатеринбург – Краснодар (так называемой «хорды»), необходимо в первую очередь вложить финансовые средства Госкомпании «Автодор». А то получится так: закончат строительство «хорды», а дальше ехать невозможно – сплошные «пробки» на всем протяжении дорожной сети Краснодарского края.

Для ускорения строительства автомагистрали Краснодар-Абинск-Кабардинка необходимо создать управляющую компанию и выпустить облигации займа. При интенсивности движения автомобилей свыше 20 тысяч затраты окупятся через несколько лет (ориентировочно – за 3,5 года).

Кроме вышеизложенных у нас имеются и другие предложения по развитию сети дорог Кубани. Это долгосрочные проекты по реконструкции и строительству так называемых «транскавказских» дорог: Майкоп-Туапсе, Майкоп – Дагомыс, Кисловодск – Красная Поляна и Джубга – Сочи (со строительством тоннелей и виадуков).

Отдельно у нас имеются эскизные разработки по улучшению улично-дорожной сети Краснодара. Это три объекта: мостовые переходы через реку Кубань (из аула Казет на улицу Старокубанскую, из поселка Новый в направлении на стадион «Кубань», юго-западный фрагмент кольцевой дороги вокруг Краснодара с выходом мостового перехода к поселку Елизаветинскому). Так же имеются разработки по разборке существующего участка железной дороги от стадиона «Кубань» до Ростовского шоссе и строительству на этом месте городской скоростной автомагистрали «Север – Юг». Но об этом поговорим позже.

Об авторе

Сергей Сергеевич Близниченко — российский учёный и педагог, общественный деятель, один из основателей Автомобильно-дорожного факультета (АДФ) Кубанского политехнического института в 1978 году. Прошел все ступени научно-педагогической карьеры, начиная от ассистента, старшего преподавателя, доцента и заведующего кафедрой. В 1989 году защитил в Киевском автомобильно-дорожном институте кандидатскую диссертацию на тему: «Повышение транспортно-эксплуатационных качеств предгорных участков автомобильных дорог». Доцент кафедры транспортных сооружений бывшего КПИ, ныне — Кубанского государственного технологического университета (1990 г.), специалист в области проектирования и диагностики автомобильных дорог. Внес значительный вклад в развитие методов ландшафтного проектирования предгорных участков автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. Вместе с В. П. Игнатьевым разработал в 1978—1979 годах теорию и обосновал необходимость применения в практике проектирования предгорных участков автомобильных дорог нового элемента трассы — так называемых поликлотоидных кривых, отличающихся от других математических кривых, используемых в дорожном проектировании (квадратичных и кубических парабол, клотоид, кадиоид, гипербол и прочих), улучшенными динамическими характеристиками, способствующими лучшей реализации автомобилями своих тормозных качеств и приемистости. Опубликовал более 200 научных работ, в том числе за рубежом. Соавтор нескольких изобретений. Является научным руководителем аспирантов, соискателей и магистров. В 2011 году Президент Республики Адыгея за многолетнюю работу по подготовке кадров молодых специалистов-дорожников для этой республики присвоил С. С. Близниченко звание «Заслуженный строитель Республики Адыгея».

Кроме того, Сергей Сергеевич Близниченко первым начал и продолжает углубленно заниматься изучением темы политических репрессий в Военно-Морском флоте в 1920-е — 1940-е гг., автор многочисленных работ по этой теме. На фото: С.С. Близниченко вручает свои книги бывшему командующему Тихоокеанским флотом адмиралу В.Ф. Федорову.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

463