Меню
12+

«СЕВЕРСКАЯ ИНФО» Народная газета Северского района

09.07.2021 10:47 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Северский район: проклятие Тхамахинской рощи

Пикет казаков-пластунов на берегу реки Афипс. Рисунок. 1860-е г.

Недавнее наводнение в долине реки Шебш и причинённый людям ущерб — напомнили о древней легенде.

На исходе Кавказской войны, в сентябре 1863 года, Джубский отряд под командованием наказного атамана Кубанского казачьего войска графа Феликса Сумарокова-Эльстона двинулся из Георгие-Афипской станицы в горы и, оттеснив шапсугов, занял местечко при слиянии рек Адыгако и Пагуако с Шебшем.

Здесь был построен редут, поименованный Тхамахинским — по названию священного для черкесов кургана, и находящегося сейчас в административном центре села Тхамаха.

Для справки: позже, в 1864 году, здесь была построена станица, названная Тхамахинской, и заселённая русскими переселенцами и казаками, но во второй половине XIX века сюда переселили молдаван и станица стала селом Тхамахинским (затем — Тхамаха).

Рассказывали, что древнее урочище Адыхеко когда-то было особенно почитаемо у живших в этих местах шапсугов, а название переводилось как «божья земля». Рядом с урочищем располагалась Тхмахинская священная роща, бывшая на протяжении столетий местом поклонения богу лесов Мезитху и таившая якобы в себе несметные сокровища.

Вот как описывал древнее предание ещё в позапрошлом веке кабардинский общественный деятель и просветитель Шора Ногмов в своей «Истории адыгейского народа»:

«В Турции, в окрестностях Синопа, жило неизвестное по происхождению племя, почитавшее Тлепша, бога огня, и Мезипа, бога лесов. Немногочисленное, но богатое племя управлялось старейшинами, которые обладали знанием таинств природы. Когда началось в Анатолии распространение мусульманства, пророк послал к Синопу полководца своего Хозрет-Али. Придя к Синопу, он собрал старейшин и предложил им, уверовать в единого Бога и Мухаммеда, угрожая в случае отказа огнем и мечем. На это предложение старейшины ответили молчанием, тогда Хозрет-Али повторил приказание и, не получив ответа, пришел в великий гнев, схватился за рукоять меча, чтобы изрубать непокорных, но случилось чудо — меч не вынулся.

Пораженный чудом, Хозрет-Али удалился, оставив в покое людей, отверженных, по его мнению, Богом. Тогда торжествующие старейшины собрали свой народ и в память чудесного избавления от угрожающей им опасности, установили моление под открытым небом богу лесов Мезитху, могуществу которого приписано было спасение.

Спустя несколько лет в Анатолии возгорелась война между мусульманами и христианами. Желая сохранить независимость и свободу исповедания, племя разделилось на две части — одна отправилась на судах в Крым, а другая, придерживаясь южного и восточного берегов Черного моря, добралась до Кавказских гор, где несколькими партиями заняла места по северному склону. Места, избранные пришельцами, были до того богаты природой, что прибывшие решили окончательно утвердиться на этой земле, избрав главным местом поселения урочище Адыхеко, а главным местом суда и молитвы — Тхамахинскую возвышенность, густые девственные леса которой явно указывали на присутствие Мезитха. Под покровительством этого бога, старейшины начали созерцательную жизнь, предаваясь молитве и изучению таинственных сил природы; там же творили суд и расправу.

Урочище, занятое старейшинами, где они установили поклонение в рощах и оттуда вышли повелителями народа, называется доныне Адыхеко. «Ады» указывает имя собственное, «хе» есть знак множественного числа, «ко» — сын и балка; посему Адыхеко может быть переводимо: сыновья Ады, балка Адыг, — иносказательно Адыхеко означает колыбель Адыг, повелителей из пришельцев…».

Такая вот легенда. Известно, что поклонение священным рощам действительно было распространено среди шапсугов, которые передавали это предание от отца к сыну в течении столетий. Особенно выделялась Тхмахинская роща, в которой старейшины и представители народа ежегодно собирались для прославления бога лесов Мезитха за избавление своих предков от веры Мухаммеда. В случае экстренных эпидемий или военных действий старейшины созывали сюда весь народ для усиленных молений и жертвоприношений. В середине рощи возвышался большой курган, в котором, по преданию местных шапсугов, покоился древний Гену и его богатства. В роще росли большие липы и чинары.

Строгие поверья оберегали рощу, деревья в ней было запрещено вырубать. Каждого, отрубившего хотя бы ветку, боги лишали жизни, срубленное дерево влекло уничтожение всей фамилии, а истребление рощи — истребление всего племени, которому роща принадлежала.

Почитание священных рощ, несмотря на проповеди посылаемых из Турции мулл, до того укоренилось в народе, что горцы, совершая намазы и навещая мечети, продолжали приносить жертвы Мезитху и клялись богом огня, говоря «тлепшь», схожее с выражением «ей богу». Только в период систематического покорения Западного Кавказа, когда горцы, возложив надежду на помощь Турции, подчинились влиянию мулл, уменьшилось уважение к священным местам и Тхамахинская роща была пожертвована под посевы.

Современник уничтожения рощи Николай Каменев в середине XIX века писал:

«Когда шапсуги, нуждаясь в земле, задумали пожертвовать Тхамахой, — местом совещания был избран курган Гену. На нем муллы восторжествовали, доказая народу, что в коране ни слова не сказано о почитании рощ и о гибели народа, рубящего деревья, напротив, Богу приятно уничтожение Тхмахинской рощи, от существования которой происходит настоящее несчастье. Голоса стариков, сопротивлявшихся решению общества, были неуважены — рощи не стало. Вследствие подруба деревья засохли; земля, которую они покрывали тенью, сделалась доступной лучам солнца и была засеяна. Среди гигантских островов рос хлеб, в среде народа росло поверье, что он неминуемо погибнет. Однажды уважаемый среди шапсугов старик рассказал пророчество, которое он получил, заснув на кургане: Гену сказал ему, что народ напрасно топчет его могилу, стремясь защитить себя; в такой-то день прейдут русские, займут Тхамаху, нарубят остатки рощи и недостойный народ, презревший завещанием предков, потеряет безвозвратно свои земли.

Действительно, вскоре так и случилось. В сентябре 1863 года Джубский военный отряд, выйдя из Георгие-Афипской станицы, оттеснивил шапсугов, заняв бывшую Тхамахинскую рощу. Шапсуги, не сумев оказать сопротивления военному отряду, оставили местность и ушли вглубь гор. А в это время по приказу начальника отряда часть войск вырубала последние остатки священных чинар, приступив к постройке редута…

Так и исполнилось пророчество шапсугского старика, передавшего слова Гену о священной роще, за истребление которой шапсуги были изгнаны богом лесов Мезитхом. С тех пор следы рощи совершенно потерялись, но память о ней так и осталась в сердце непокорных шапсугов, настроенных против российского правительства турецкими муллами и политическими агитаторами, и вынужденных покидать свои родные края. Как известно, часть горцев была выселена в степные районы Кубани, а другая часть отправилась по собственному желанию в Турцию, где многие погибли от произвола властей, которых совершенно не волновали проблемы своих кавказских собратьев…»

(В публикации использован очерк нашего земляка Никиты Кияшко «Адыхеко: тайны Тхамахинских лесов»).

Переселение черкесов в Турцию (изображение взято из открытых источников).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

289