Меню
12+

«СЕВЕРСКАЯ ИНФО» Народная газета Северского района

20.07.2021 11:59 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Вехи Северского района»: как «Смоленская автобаза» Москву кормила

Автор: Наталья Рудь

Продолжаем цикл публикаций о предприятиях и учреждениях, которые в своё время были нашим «брендом».

АТП «Кубаньагропромтранс» (народное название «Смоленская автобаза») — это некогда огромное предприятие, которое долгое время занимало в своей отрасли вторую позицию в РСФСР. Более 400 грузовых автомобилей, предназначенных для транспортировки сельскохозяйственной продукции, около 1000 человек постоянного кадрового состава, филиал в Подмосковье, развитая социальная инфраструктура... По масштабам перевозок наше АТП превосходила только аналогичная автобаза в Липецке.

Мы побывали в станице Смоленской и встретились с бывшими работниками некогда процветающего предприятия. Кто-то на заслуженном отдыхе, кто-то продолжает работать, причём в стенах родного АТП.

Ради чего старались?

О размахе и славе своей автобазы бывшие работники помнят много интересного и непривычного для нас сегодняшних.

- Местных ребят, конечно, не хватало. Людей привозила вахта из разных населённых пунктов района и края. Были у нас работники из Черноморского, Холмской, Краснодара и даже Лабинска, — рассказывает один из бывших руководителей АТП «Кубаньагропромтранс» Александр Кивиоя. — После школы и армии приходили на стажировку. Кто-то водителем, кто-то слесарем. Для проверки на выносливость давали сначала «убитые» машины, присматривались. Большинство молодых оставались, поскольку очень старались. Перспективы работа у нас открывала прекрасные: за короткий срок нуждающиеся обеспечивались жильём, детским садом для детей, отдыхом на море.

Проходная, открывавшая въезд на территорию «Смоленской автобазы», и сейчас в строю.

Александр Ерин, бывший работник АТП «Кубаньагропромтранс»

Схема работы предприятия была стандартная для планового хозяйства. Сельхозпроизводители по договорам сдавали продукцию государству при посредничестве государственной транспортной компании. Овощи, фрукты, консервы везли в основном в Москву и Ленинград, Голландию, Германию, Чехословакию, Польшу.

Не зря существовала шутка — мол, чтобы прокормить Москву один день, сорок колхозов работают целый год.

Образованная в 1965 году автобаза наращивала темпы развития по всем направлениям. Активно развивалось сотрудничество и обмен передовым опытом с чешскими коллегами, поставка запасных частей и комплектующих для грузовых иномарок «Шкода» не была проблемой.

- Одно время я руководил ремонтными мастерскими, — рассказывает Александр Ерин. — Трудились ответственно, с гарантией качества. А ещё старались облагородить рабочие интерьеры. В мастерских цветы в кадках росли, а мраморный пол мыли ежедневно. На каждую машину заводилось «дело» — вёлся учёт плановых ремонтов, замены масла и т. п. Сегодня, к сожалению, такой системный подход к уходу за серьёзной техникой — редкость.

Что в памяти?

Из былых времён мало что сохранилось, но лозунг уцелел.

На захламлённой проходной предприятия вас печально провожает опустевшая доска объявлений и плакат «Спасибо за добросовестный труд».

Кто помнит, на втором этаже административного здания располагался ведомственный медпункт, который по нынешним меркам можно приравнять к мини-поликлинике. Изолятор для пациентов был, можно было записаться на электрофорез, и даже стоматолог там был. Размещался в этом здании и вместительный актовый зал, где проходили собрания и торжества.

Смоленский сельский ДК «Автомобилист»

Кстати, всем известный Смоленский Дом культуры «Автомобилист» был отстроен силами собственного строительного цеха в 1991 году. При ДК, помимо творческих коллективов и объединений для детей, была создана библиотека, которая продолжает свою работу и сейчас, но в новом статусе.

Среди документов и фотографий, которые сохраняют работники Дома культуры в основном свидетельства о работе творческих коллективов. О знаменитой «Смоленской автобазе» ничего не сохранилось.

Напротив ДК современный детский сад, который также создавался как ведомственное подразделение. Молодым семьям и нуждающимся предоставлялись квартиры в однотипных двухэтажных домах по соседству. Квартиру ждали не более трёх лет. На побережье Чёрного моря в Лермонтово работала база отдыха, что позволяло работникам проводить отпуск без хлопот на поиски жилья и питания.

Галина Ивановна Сластион, бывший старший диспетчер автобазы.

Бывший старший диспетчер автобазы Галина Ивановна Сластион бережно хранит два фотоальбома, рассказывающих о жизни коллектива.

- Моя жизнь прошла на этом предприятии, — рассказывает Галина Ивановна.- Здесь всё — и субботники, и праздничные демонстрации, и то как строили детский сад, пионерский лагерь «Сосновая роща», Дом культуры. Иногда бывшие коллеги заглядывают ко мне посмотреть старые снимки, вспомнить о добрых временах.

Развивалось и спортивное направление — из заинтересованных работников была создана команда автогонщиков. Тренировались и выступали на гоночных авто «Эстония», а за победами чаще всего выезжали на всесоюзные соревнования в Прибалтику и Ленинградскую область.

Свежие ростки

Каждый из наших собеседников с уважением и теплотой вспоминал руководителя Николая Георгиевича Кривенко, в бытность которого «гремело» и процветало предприятие.

- Своими силами построили прекрасную производственную базу в Домодедово, под Москвой, — рассказывает водитель Геннадий Ивашов. — Там было своё руководство, но оно подчинялось Смоленской. Для дальнобойщиков были созданы все условия для отдыха и питания. При необходимости проводили ремонт автомобиля. О том, как мы работали и жили остались самые лучшие воспоминания.

Фотография из архива Галины Сластион. Маленькая часть огромного коллектива. Время, когда предприятие процветало и была уверенность в завтрашнем дне.

Ещё один снимок из прошлого. Собрание трудового коллектива. 

Невозможно обозначить чёткую границу после которой произошел распад. Все сходятся на том, что первопричиной было разрушение хозяйственных связей после провала проекта «Перестройка», началась распродажа автомобилей в частные руки, появилась недобросовестной конкуренции и демпинг цен на перевозки.

Как и у всех производственников в начале 90-х начали появляться проблемы с выплатами заработной платы, в обиход вошло новое словечко «бартер», трудовая дисциплина падала, росли долги по налогам. Бизнес-хищники слетались на «добычу» и растаскивали всё, что можно утащить. В 2002 году предприятие по решению суда было ликвидировано.

Восстановление происходит очень медленно и по всей видимости болезненно. Часть обширной территории поросло кустарником и не внушает инвесторам оптимизма. Комплекс имущества бывшего крупнейшего предприятия находится под внешним управление и до конца его судьба не решена.

Однако жизнь продолжается. Геннадий Ивашов, как и многие его товарищи, продолжает работать на территории родного предприятия. На базе зданий и сооружений «Смоленской автобазы» пробиваются новые ростки бизнеса. Один из успешных проектов, которые сохраняют и развивают наследие советских времён — Смоленский филиал ООО «Аргон».

Геннадий Ивашов продолжает работать на территории родного предприятия.

Его главное направление -производство и транспортировка технических газов. Владелец укрепляет основное направление и развивает новые виды бизнеса, в которых возможно рационально использовать уцелевшие помещения.

Скоро в одном из отремонтированных зданий бразместится фармацевтический склад с современной системой складирования. В бывшем ремонтном цехе автобазы» работают другие арендаторы.

Цветы в кадках не наблюдаются, но работа кипит.

На базе зданий и сооружений «Смоленской автобазы» пробиваются новые ростки бизнеса — пусть им повезёт.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Редакция «Народной газеты» будет признательна всем, кто поможет нам вспомнить и рассказать о предприятиях и учреждениях, достойных руководителях и тружениках, которые создавали и укрепляли славу Северского района, как одного из самых перспективных и «продвинутых» в Краснодарского края. Звоните нам по номеру тел. 8-989-262-20-97 (в будние дни с 9.00 до 16.00 часов).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

58