Меню
12+

«СЕВЕРСКАЯ ИНФО» народная онлайн-газета Северского района

20.11.2019 13:48 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Послание красноармейца из лагеря для военнопленных потомки прочли через 75 лет

Надпись на доске, сделанная Иваном Заканевским.

В Минске при сносе старых построек, которые в годы Великой Отечественной войны немцы использовали в качестве бараков для военнопленных, обнаружены надписи, сделанные узниками. Одна из них, как оказалось, принадлежит нашему земляку — Ивану Заканевскому из станицы Дербентской. «Народной газете» удалось разыскать его родственников.

Надписи на балках чердачных перекрытий и стропилах заметили рабочие. Некоторые выполнены химическим карандашом, другие — вырезаны на дереве. Несмотря на то, что прошло 75 лет, буквы хорошо читаются. Среди прочих есть и такая: «1944 г. 12 февраля Заканевский Иван Ф. рожд. 1918 г. КРС. край Северский р-н ст. Дербенская».

На месте современного микрорайона Масюковщина в городе Минске до войны располагались казармы и другие постройки кавалерийской части РККА. Когда немцы оккупировали столицу Белоруссии, они организовали здесь лагерь для советских военнопленных — шталаг 352. Бывшие казармы превратились в бараки. Сюда начали свозить пленённых красноармейцев со всего советско-германского фронта.

- Шталаг 352 стал, по сути, перевалочной базой, откуда заключённых затем отправляли в лагеря Германии. К ноябрю 1941-го число узников здесь достигло 140 тысяч. В бараки, рассчитанные на 60-70 человек, загоняли в семь раз больше. Условия были нечеловеческие. Количество погибших здесь от голода, болезней и экзекуций исчисляется десятками тысяч, — рассказал историк и автор книги «Помнить вечно! Шталаг 352 «Масюковщина» Сергей Карпов.

Почти все лагерные постройки были деревянными и не сохранились. Некоторые же, кирпичные, уцелели до наших дней, после войны их использовали в качестве складов и для прочих целей.

Осенью нынешнего года бывшие казармы-бараки начали сносить — Минск растёт и расширяется.

При сносе построек рабочие обнаружили около 30 надписей на балках чердачных перекрытий и стропилах. Оказалось, что их сделали военнопленные — узники шталага 352.

Автором одной из надписей, как выяснилось, и был наш земляк из станицы Дербентской Иван Заканевский. Зачем он «выгравировал» на дереве свою фамилию, имя, год и место рождения — остаётся только гадать. Может быть, надеялся, что кто-нибудь когда-нибудь найдёт этот «автограф», и в случае его гибели сообщит близким о месте, где он провёл свои последние дни?

Согласно данным Центрального архива Министерства обороны России, Заканевский Иван Федорович, 1918 г.р., место рождения — Краснодарский край, Северский р-н, ст. Дебинская (так в документах, — прим. ред), был призван в РККА Новороссийским ГВК, Краснодарский край, г. Новороссийск, место службы — 1 бр. особ. корп. ж.д. войск оскждв (1-й бригада особого корпуса железнодорожных войск, — прим. ред.). С 06.10.1941 числится выбывшим — «пропал без вести», место выбытия — Орловская обл., Выгоничский р-н, станция Выгоничи.

По всей видимости, там — в районе станции Выгоничи — Иван Закневский попал в плен.

Теперь, когда в Минске при сносе бывших казарм-бараков были обнаружены надписи военнопленных на балках и стропилах, мы знаем, где оказался Иван Закневский после пленения — в шталаге 352. Во всяком случае, там он находился в феврале 1944 года. На фото: военнопленные шталага 352 пeред выходом на земляные работы (автор фото Курт Вагнер, место съемки: Белорусская ССР, г. Минск, Масюковщина, 1941 г.).

Столица Белорусской ССР город Минск был освобождён войсками Красной Армии в июле 1944 года. Согласно данным того же Центрального архива Министерства обороны, Иван Заканевский был призван в РККА так же в июле 1944 года, место призыва: Дзержинский РВК, Белорусская ССР, Минская обл., Дзержинский р-н. Следовательно, можно предположить, что наш земляк оказался в числе узников шталага, которым посчастливилось уцелеть и дожить до прихода в Минск советских войск. Хотя нельзя исключать и побег. Как бы то ни было, Иван Заканевский вновь оказался в рядах Красной Армии. И воевал, судя по всему, храбро — трижды награждён медалью «За отвагу»!

После того, как «Народной газете» стало известно о надписи на стропиле, обнаруженной на окраине белорусской столицы при сносе старых построек, мы тут же приступили к поискам родственников Ивана Заканевского. Люди с такой фамилией и сегодня проживают в Северском районе, но прямых потомков удалось найти не сразу. В конце концов, нашли. На Украине в городе Харькове проживает Оксана Бурдай, в девичестве Законевская (так в документах). Она — внучка Ивана Заканевского.

Оксана с супругом Валерием и внуками Игорьком и Верочкой.

По словам Оксаны, её дед Заканевский Иван Федорович, действительно, 1918 года рождения, из станицы Дербентской Северского района Краснодарского края. В Харькове проживал с 1946 года. Работал помощником машиниста на железной дороге! В 1965 году был награждён медалью «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Умер 12 июля 1969 года. Про то, что дедушка был в лагере для военнопленных, Оксана не знала, при ней об этом в семье никогда не говорили, а может быть — не только при ней.

У Оксаны сохранились дедушкины фото, сделанные в 1945-1946 годах:

На снимках совсем молодой человек. Ему нет ещё и 30 лет, а уже столько всего пережил — война, плен, немецкий лагерь, лишения, страдания, и снова война, бои, смерть…

Мы очень рады, что теперь, в том числе благодаря «Народной газете», восстановлена память о нашем земляке, ветеране Великой Отечественной войны Иване Фёдоровиче Заканевском из станицы Дербентской, и что его потомки больше узнали о своём родственнике.

/В публикации использованы иллюстрации интернет-ресурсов: podvignaroda.ru, pamyat-naroda.ru, sgvavia.ru/forum/.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

439